Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Практически любая деятельность, устремлённая к достижению результата, предполагает наличие плана, в котором предусмотрены цели, задачи, этапы и сроки. Государственная система эффективно демонстрирует и подтверждает это утверждение. В настоящее время в нашей стране реализуется ряд национальных проектов, которые выражают приоритеты и интересы развития России и являются ярким примером следованию определенным задачам и стремлению к конкретным результатам.
Национальные проекты подразделяются по трем направлениям:
• человеческий капитал (направлен на развитие человеческого потенциала посредством повышения уровня образовательных и медицинских услуг, позиционирования здорового образа жизни и формирования духовно-нравственных и культурных ценностей);
• комфортная среда для жизни (направлен на развитие транспортной инфраструктуры, на решение жилищного вопроса и на заботу об окружающей среде);
• экономический рост (направлен на повышение конкурентоспособности России по научным достижениям и исследованиям, на увеличение числа граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, на повышение конкурентоспособности собственных технологий и коммуникационной инфраструктуры, и промышленности, ориентированной на увеличение экспорта).
Национальные проекты являются масштабными и в некотором роде объединяют и структурируют программы, реализующиеся в конкретной сфере общественной жизни.
Человеческий капитал охватывает такие сферы, как здоровье, обучение, поддержку занятости, здоровый образ жизни, поддержку семей. В рамках программ, реализуемых по этим сферам, стоит отметить увеличение строительства школ, увеличение технического обеспечения школ и больниц, открытие и развитие культурно-досуговой деятельности и в целом, культурной среды. Так, например, семьи при рождении ребёнка могут воспользоваться материальной поддержкой от государства в виде материнского капитала, а люди, испытывающие проблемы с трудоустройством, могут принять участие в программе переобучения и приобрести новую специальность. Соответственно, у каждого национального проекта существуют свои конкретные программы, которыми население может воспользоваться в определенной ситуации. Они постоянно совершенствуются и стараются отвечать потребностям современного общества.
Комфортная среда для жизни не так персонализирована как Человеческий капитал, но, тем не менее, этот национальный проект знаменит свой программой льготной ипотеки, повышающий возможности для решения жилищного вопроса населения.
Особенно значимым программы этого проекта являются для молодежи, в частности для молодых семей. В целом, проект направлен на увеличение строительства жилищной инфраструктуры и на программы по улучшению жилищных условий граждан.
Экономический рост направлен на развитие научного и технологического прогресса страны, посредством инвестиций в развитие кадрового потенциала, цифровую экономику и интеграцию международных ресурсов. Предусмотрена поддержка сельскохозяйственного сектора посредством привлечения начинающих предпринимателей. В частности, особое внимание уделено помощи начинающим предпринимателям в области ведения бизнеса, вплоть до индивидуальных условий уплаты налогов на определенном этапе.
Система национальных проектов считается значимой и в перспективе планирует интегрировать большинство государственных программ и федеральных проектов, но на сегодняшний день при всех вышеперечисленных благ, получаемых в результате программ в рамках национальных программ, существуют и недостатки реализации этих программ.
Основная цель работы - дать комплексный анализ российских национальных проектов как формы государственного управления.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть национальные проекты и их значение в социально-экономическом развитии региона;
• Изучить вопросы управления национальными проектами в развитии региональной экономики;
• Проанализировать систему реализации национальных проектов в Краснодарском крае;
• Охарактеризовать социально-экономическое развитие Краснодарского края;
• Провести анализ отдельных национальных проектов, реализуемых в Краснодарском крае;
• Оценить эффективность эффективности управления национальных проектов в Краснодарском крае;
• Выявить направления совершенствования реализации национальных проектов в Краснодарском крае.
Объект исследования - национальные проекты.
Предмет исследования - национальный проект как форма государственного управления.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Прогнозирование и реализация национальных проектов в региональном управлении
1.1. Национальные проекты и их значение в социально-экономическом развитии региона
В мае 2018 г. Президент РФ подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающий и утверждающий национальные проекты России, а в июле 2020 г. ещё один Указ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» [17]. В соответствии с этими указами основными национальными целями на обозначенный период являются:
1) Сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
2) Возможности для самореализации и развития талантов;
3) Комфортная и безопасная среда для жизни;
4) Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
5) Цифровая трансформация.
По каждой из перечисленных целей установлены целевые показатели. Поставленные ориентиры свидетельствуют, на наш взгляд, о начавшемся процессе социализации экономики, когда во главу угла ставится благополучие каждого конкретного человека.
В соответствии с поставленными целями были разработаны и утверждены национальные проекты по трём основным направлениям:
• Человеческий капитал;
• Комфортная среда для жизни;
• Экономический рост.
В рамках этих направлений было первоначально выделено 13 национальных проектов (НП) и два комплексных плана, и рассчитаны они были на период до 2024 г. Однако в 2020 году реализацию большинства из них решено было продлить еще на шесть лет — до 2030 года.
Национальные проекты являются важнейшим инструментом для достижения целей развития. В настоящее время реализуются двенадцать (Демография, Здоровье, Образование, Жилье и городская среда, Экология, Безопасность и качество дорог, Производительность
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бедняков, А. С. Национальные проекты России: проблемы и решения / А. С. Бедняков, Л. А. Миэринь. //Известия Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ natsionalnye - proekty - rossii - problemy - i - resheniya
2. Бухвальд Е.М. Национальные проекты в системе стратегического планирования в Российской Федерации//Теория и практика общественного развития. 2019. № 2 с. 54– 58.
3. Воробьева, Е.И., Блажевич, О.Г. Реализация национальных проектов, обеспечивающих экономический рост в Российской Федерации // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2021. № 4. С.5-23
4. Глушкова, В.Г. Региональная экономика. демографическая и миграционная политика (для бакалавров) / В.Г. Глушкова, О.Б. Хорева. - М.: КноРус, 2018. - 496 c
5. Горбачев Сергей Викторович. Управление финансовыми проектами и финансовыми рисками: [учебное пособие] / С.В. Горбачев.- Казань: Казанский ун-т, 2016 -с . 79
6. Гришина Е. С. Методика проведения мониторинга человеческих ресурсов региона в условиях социально - экономического развития / Е. С. Гришина // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 8 (37). - С. 211-213
7. Иванов, О.Б., Бухвальд, Е.М. Национальные проекты России: региональное измерение // Актуальные вопросы экономики. 2019. № 1. С. 37-53
8. Итоги реализации национальных проектов на территории Волгоградской области за 2019-2021 годы. – Режим доступа: volgograd.ru/vo-project/about/Презентация_Парламентский%20час_2022.pdf
9. Кожевников, С.А. Национальные проекты в решении проблемы обеспечения связности экономического пространства России // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2023. № 4 (222). С. 30-40.
10. Национальные проекты: от стабилизации - к развитию [электронный ресурс] //http://www.kreml.org/other/140231651
11. Першина, Т.А., Авилова, А.С., Измайлов, Р.Р. Оценка существующей системы мониторинга реализации национальных проектов // Социальные и экономические системы. 2023. № 5-1 (47). С. 262-275
12. Письмо Минтруда России от 01.02.2019 № 16-2/10/П-770 «О направлении Типовых рекомендаций по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года, составлению перечня наиболее востребованных и приоритетных профессий на региональных рынках труда для обучения граждан предпенсионного возраста»
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 № 369 «О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 800 «О реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года»
15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
16. Приказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 22 декабря 2021 г. № 2149 «Об утверждении перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан в Краснодарском крае на 2022 г.».
17. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
18. URL: https://kuban24.tv/item/kondratev-natsproekty-vozmozhnost-reshit-zastarelye-problemy
19. URL: https://rg.ru/2020/02/25/putin-obiasnil-raznicu-nacproektov-i-gosprogramm.html